Сразу оговорюсь: будет немного теории. Можно конечно накидать в статье несколько шаблонов «на все случаи жизни»¸ но это не очень интересно, потому что не подружит вас со светом. Статья написана для тех, кто читал инструкцию к фотоаппарату, или планирует это сделать ;-)).


Когда-то, очень давно, когда я просто фотографировала то, что мне нравится, я была уверена, что главное на фото — это тот объект, который на фото изображен. Фотографируя красивые вещи, я искренне считала, что должно получиться красиво. При просмотре картинки, часто моё разочарование сменялось искренним недоумением: было же красиво! Особенно это обидно, при фотографировании людей. Сейчас я четко могу сказать, что главное на фото — это СВЕТ. Так что же даёт этот свет, и почему он так важен?
Первое, что стоит сказать, это аксиома «нет света — нет фото», как мы не видим в кромешной тьме, так и фотоаппарат снимет черный квадрат.

Какой бывает свет?
Для начала, давайте посмотрим, к какому свету мы привыкли.
Направление света.
По направлению, свет может быть:

  • прямой (падающий на человека со стороны лица: лобовой),
  • боковой
  • контровый (освещающий объект сзади)

Кроме того, в зависимости от высоты источника света будет меняться и угол наклона источника.
В зависимости от того, с какой стороны свет попадает на объект, свет имеет разные свойства.
Большую часть времени мы видим друг друга с верхним (лампы в помещении) или верхне-боковым светом (солнечный свет) . Редко, на закате или рассвете, свет направлен на людей «с уровня глаз».

Интенсивность света.
Яркое солнце (в течение большей части дня), или яркие источники дают свет, который образует резкие тёмные тени (направленный). Свет, от которого тени с мягкими, размытыми границами — рассеянный. Редко, когда облака очень плотные и теней нет, мы видим бестеневое освещение.

Источники света.
Самое привычное освещение — это один источник света: солнце или лампа. Свет от солнца или луны называется естественным. Все остальные источники — это искусственный свет.
Почему это важно? Когда мы (если речь не идёт о проффотографе) смотрим на человека, мы не отдаём себе отчет, как свет падает на его лицо. Мозг узнал человека, и у него не возникло вопросов о свете. Но если мы в этот момент фото начнётся интересное… Именно свет «рисует» ту картинку, которую мы получим на фотографии, определяя, будет ли объём на фото, не деформируются ли черты лица. Именно из-за того, что роль света часто недооценивается, мы получаем фото ниже наших ожиданий. Так как же «договориться» со светом?

В первую очередь стоит отметить, что полностью автоматический режим камеры выставит экспозицию (пару выдержка+диафрагма) как он хочет. Его можно немного обмануть, если зафиксировать точку съёмки и «направлять» её в нужное место (об этом подробно написано в инструкции к вашему фотоаппарату), но лучше всё-таки разобраться хотя бы с полуавтоматическими режимами. Поверьте, результат того стоит!

Давайте рассмотрим разные световые схемы на примере естественного света. У естественного света есть одна особенность, которую важно понимать: он не постоянен. Меняется толщина облака, направление солнечных лучей, в средней полосе он разный в зависимости от сезона.

Боковое освещение.
Рассеянный боковой свет, например, от окна, один из лучших вариантов для фотосъёмки детей. Давая объём фотографии, его мягкий рисунок подчеркивает нежность детского личика, отсутствие резких теней, позволяет снимать довольно активных ребят, достаточно занять их недалеко от окна. Слишком яркий свет можно регулировать белой полупрозрачной шторой. На улице такой свет можно поймать в облачную погоду (облака являются отличным рассеивателем).
light_newborn

Контровой свет.
Наверное самый интересный тип света. Умелое его использование даёт самые разные результаты. Выставив экспозицию, чтобы лица героев съёмки были видны можно получить фотографии имеющие глубину и объём. Контровой свет позволяет отделить объект от фона, сияющий контур даёт контраст изображению. Как бонус, можно поймать оживляющие кадр оптические эффекты.
light_real

Если промахнуться с точкой фокуса, ваша модель может оказаться в тени. К счастью, это не всегда брак. Силуэт на удачном фоне тоже может быть прекрасным сюжетом для детской и семейной фотографии.
sunset_foto

Лобовое освещение.
Крайний случай такого света — накамерная вспышка, дающая интенсивный импульс, направленный прямо в лицо. К сожалению, использование цифромыльниц привело к тому, что такое освещение на фото не кажется чем-то неправильным: ведь оно связано с четким фото без «смаза», к которому все привыкли, а на жуткие тени никто не обращает внимания. Я уж не говорю, что для детской фотографии, это вообще не приемлемо, поскольку мы не знаем, как весьма интенсивный импульс в будущем повлияет на незрелую сетчатку. Однако не стоит окончательно отказываться от вспышки, потому что умело используя её, можно подсветить жесткие тени от яркого солнца. Но работа со вспышкой — это тема отдельной статьи.

В качестве заключения: помните, что помимо направления света, очень важна точка съёмки. Экспериментируйте, и результат вас приятно удивит!

 
Обсудить статью или оставить свои комментарии вы можете на нашем форуме.


k_menko Автор Статьи — Екатерина Менько. Профессиональный фотограф новорожденных и семейный фотограф в г. Королёве Московской области. Считает, что время новорожденности, обязательно должно быть отмечено в семейной фотохронике. В этот самый удивительный и скоротечный период малыши просто космические. Считает, что фотосессия для семьи должна быть праздничным событием, а одна из приоритетных задач фотографа, обеспечить легкую и дружескую атмосферу на съёмке, которая помогает получить эмоциональные фото. И кроме профессиональных фотографий, у героев останутся приятные воспоминания.

Рейтинг статьи
User Rating: 4.2 (5 votes)
Sending